Легенды и факты переплетаются и тогда, когда ученые говорят о происхождении названия самого слова "деним". В большинстве книг утверждается, что "деним" произошло от искаженного англичанами названия саржевого полотна, изготовлявшегося в Ниме, городе на юге Франции, "serge de Nimes". Крепкое и грубое полотно это шло в основном на паруса и на брезент, укрывавший грузы на палубе.
В то же время производили и другую ткань, которую англичане называли "jean", "джин". Это была бумазея, производившаяся в районе итальянского города Генуя. А "jean" - искаженное название места производства, "Genoa". В 18-м веке из этой ткани начали изготовлять мужскую рабочую одежду, ценившуюся за ее дешевизну и долговечность даже после многих стирок. Первыми потребителями этой одежды стали как раз моряки-генуэзцы. Вполне возможно именно от них мода на белые брюки перешла во все флоты мира.
Обе ткани, и "джин", и "деним" были похожи. Главное различие состояло в том, что в ткани "джин" переплетались нити двух разных цветов, белые и голубые, окрашенные красителем индиго, а ткань "деним" изготавливалась из нитей одного цвета.
В 1873 году Ливай Страусс и Джейкоб Девис получили патент на изготовление рабочей одежды, укрепленной медными заклепками. Первоначально изготавливались коричневые брюки из ткани "jean" и брюки синего цвета из денима. Знаменитые джинсы, выставленные в Смитсоновском музее - немногие из уцелевших после землетрясения 1906 года первых джинсов, выпускавшихся компанией "Levi Strauss & Co". Они - коричневого цвета. Деним был тканью более грубой и больше подходил для изготовления рабочей одежды. Конечно, Ливай Страусс не экспортировал ткань для брюк из города Нима. К тому времени деним изготавливали в США, в частности в штате Нью Гемпшир, в городе Манчестер на фабрике "Amoskeag Manufacturing Company". Кстати, во время Гражданской войны в США эта компания с мирной продукции переключилась на производство ружей.
Начиная с 1915 года компания "Levi Strauss & Co" стала покупать ткань деним, производившуюся на фабрике "Cone Mills" в Северной Каролине.
В 1930-е годы, когда экраны заполонили вестерны, а ковбои (а также их одежда и оружие) стали национальными американскими символами, джинсы приобрели даже некоторый мифический статус. Они стали символами независимой жизни сильного и одинокого брутального мужчины. Компания "Levi Strauss & Co" внесла свой вклад в придание джинсам символического характера, рекламируя джинсы, как одежду мужественных ковбоев. Реклама принесла определенный успех. Джинсы, продававшиеся до тех пор только к западу от Миссисипи, стали покупать и на Восточном берегу.
А во время Второй мировой войны джинсы пересекли океан. Компания "Levi Strauss & Co" получила государственный заказ на поставку рабочей одежды для американских солдат, воевавших в Европе. В разоренной войной Европе отблеск американского благополучия и процветания лег и на дешевые рабочие брюки. Местные производители одежды обратили на них внимание. Брюки из ткани деним стали производить в Великобритании и в Германии.
Первые джинсы с застежками "молния" появились в 1954 году. Для фирмы, рекламирующей традиции "Дикого Запада" это был изрядный риск, впрочем себя оправдавший.
Однако, джинсы все еще ассоциировались с тяжелым физическим трудом и с "неподходящими знакомствами". В 1951 году знаменитый певец Бинг Кросби (Bing Crosby), который в то время был без ума от джинсов, одел свои любимые брюки, когда поехал с другом поохотиться в Канаду. В отеле в Ванкувере портье, взглянув на то, что друзья были одеты в джинсы, сказал, что мест в отеле нет. Он даже не потрудился взглянуть в документы, которые протягивали ему подозрительно одетые мужчины, чтобы доказать: один из них - любимый певец всей Америки. Ведь Бинг Кросби должен быть одет элегантно и с шиком (как, например, на рисунке справа)! Только благодаря тому, что коридорный узнал Бинга, недоразумение закончилось для певца удачно. Фирма "Levi Strauss & Co", узнав об этом подарила Бингу смокинг, пошитый из джинсовой ткани.
Середина 1950-х годов принесла джинсам "Levi's" известность, хотя и не такую, какую бы желали руководители компании. На экранах кино и телевидения появились герои, "упакованные" в джинсы, разъезжающие на мотоциклах. Культовым стал фильм "Бунтарь без причины" («Rebel Without a Cause»), в котором сыграл молодой и рано погибший актер Джеймс Дин (James Dean) (1931 – 1955). Подростки тоже одели джинсы. Дошло до того, что в некоторых американских школах директора стали бороться с этим поветрием совершенно советскими методами - запретили носить джинсы в школе. В 1957 году в ряде американских газет фирма "Levi Strauss & Co" поместила рекламу, на которой был изображен аккуратный, подстриженный подросток в джинсах "Levi's". Подпись под рекламой была: "Как раз для школы". Эта реклама вызвала бурную реакцию многих родителей и учителей. Одна возмущенная женщина из Нью-Джерси написала письмо руководителям фирмы: "Могу предположить, что это как раз для школы у вас, в Сан-Франциско, на Западе или где-нибудь в сельских районах. Но смею вас заверить, что это как раз не для школы у нас, на Восточном побережье, а тем более, в Нью-Йорке. Конечно, у вас могут быть другие стандарты. Вы можете разрешить своим работникам ходить на работу в шортах или в рубашках гольф навыпуск".
Просто удивительно, как эта дама предсказала грядущие изменения в отношении американцев к тому, как следует одеваться на работе!
Но, несмотря на запреты, а может быть, во многом благодаря им, джинсы завоевали всеобщую популярность у американской молодежи. В 1958 году в одной из газетных статей отмечалось, что 90% американской молодежи независимо от места проживания появляются в джинсах повсюду, кроме разве что постели и церкви.
Именно в 1960-е годы фирма "Levi Strauss & Co" изменила название выпускаемых ею рабочих брюк с "overalls" на "jeans". Можно сказать, что именно тогда в английском языке и появилось новое славное слово: джинсы, заменив уже бытовавшее слово деним. И именно в это время началось победное шествие джинсов по миру. Американская одежда завоевала мир, став символом нового, раскованного, энергичного, молодежного образа жизни. Соответственно изменился и взгляд модельеров на эту одежду. Джинсы стали делать из новых материалов и кроить по-новому.
Джинсы, без сомнения, сделали нашу жизнь более удобной и комфортной. Они изменили наши представления об одежде и о моде. Они же, став частью американской и мировой истории, бросают отблеск вечности на нашу повседневную жизнь.
(По материалам статьи журналистки и историка Линн Доуни)