В
европейской истории 1848 год прогремел множеством революций. В Америке в
этот год тоже произошло важное событие. Обошедшееся, правда, без баррикад, но по сути своей революционное. В Калифорнии было найдено золото.
Началась золотая лихорадка. Калифорния совсем недавно стала американской территорией (даже еще не штатом). Сюда хлынуло множество людей. Маленький сонный поселок с испанским
именем "Йерба Буэна", то есть "хорошая трава" вдруг превратился в город
Сан-Франциско. Имя
святого Франциска Ассизского
подарила городу и заливу находившаяся здесь католическая миссия. Жившие здесь монахи
францисканцы, потихоньку крестили окрестных индейцев.
Сан-Франциско превратился в скопище палаток и лачуг. Из этих временных жилищ золотоискатели отправлялись в
горы Сьера-Невады на поиски золота. Кого только не было среди этих "аргонавтов", которых со всего света привозили сюда корабли!
Отцы города нашли необычное, а самое главное,
дешевое решение этой проблемы. Муниципалитет приобрел на "кладбище
кораблей" бриг "Ефимия" (Euphemia) и превратил его в плавучую тюрьму.
Этот бриг водоизмещением в 167 тонн, построенный в Англии в начале
1800-х годов, был довольно крупным судном. Его длина по борту составляла
около 30 метров. За будущую плавучую тюрьму мэрия города заплатила
3500 долларов. Хозяином брига - совершенно случайно - оказался член
городского совета Уильям Дэвис.
"Ефимию" поставили на якорь у
главного причала городского порта. Трюм разгородили под камеры, а на
палубе разместились охранники. К декабрю 1849 года переоборудование
корабля в тюрьму было закончено. На это понадобилось около тысячи
долларов. Еще полтысячи долларов стоил доставленный в январе 1850 года
тюремный инвентарь. Итого, новая тюрьма обошлась муниципалитету в 5400
долларов. Для сравнения: постройка одноэтажного деревянного дома с
черепичной крышей в тогдашнем Сан-Франциско стоила около 15 тысяч
долларов. Действительно, экономия получалась существенной!

Надо
сказать, что идея использовать "летучих голландцев", застрявших в
заливе Сан-Франциско, для сухопутных целей уже была не новой. Один из
покинутых кораблей стали использовать в качестве церкви. А прогуливаясь
по Монтгомери-стрит, проложенной вдоль бывшего причала, жители города
видели зрелище феерическое. Над мостовой возвышались два корабельных
носа. Славные парусники "Найэнтик" (Niantic) и "Аполло" (Apollo)
расстались с мачтами и с парусами. На их палубу теперь можно было
подняться прямо с улицы по трапу. На первом корабле построили отель, на
втором - магазин и салун. Вместительный трюм в обоих случаях,
естественно, использовался в качестве склада.
Как раз рядом с
этими очагами торговли и культуры, неподалеку от центрального причала,
стала на якорь плавучая тюрьма. 1 февраля 1850 года она приняла на
борт первых заключенных. На борту "Ефимии" устроили также камеры
предварительного заключения. Кроме того, в трюмах корабля был оборудован
первый в Калифорнии официальный приют для душевнобольных.
Деньги
на свое содержание заключенные добывали, трудясь днем на берегу (как
правило, в кандалах). Надо думать, что на эти работы арестанты выходили
охотно. На борту их запирали по 4-5 человек в камеру размером меньше 1
кв. м. В жаркий калифорнийский полдень там просто можно было свариться в
собственном соку. Да, и уж если говорить о собственном соке, то вонь в
тюремных трюмах стояла такая, что охранники по утрам соглашались
спускаться вниз, только после хорошего проветривания.
К счастью,
плавучая тюрьма просуществовала недолго. В начале 1851 года проблему
"ничейных" кораблей, заполнивших залив Сан-Франциско, решили радикально:
их затопили. Конечно, предварительно со всех судов сняли все, что
представляло собой мало-мальскую ценность. Затопленные корабли завалили
горной породой и на этой дамбе построили новый деловой район города.
Именно в этом новом районе, на Бэттери-стрит, основал свой галантерейный магазин
Ливай Страусс (Levi Strauss) (1829 - 1902).
Он прибыл на Западное побережье из Нью-Йорка в 1853 году. Среди прочих
товаров в своем магазине Л.Страусс начал продавать рабочие брюки для
золотоискателей, мгновенно ставшие хитом продаж. Легенда говорит, что
первые такие брюки Ливай Страусс сшил из парусины, снятой с затопленных в
бухте кораблей. Через несколько лет на Бэттери-стрит обосновалась
штаб-квартира компании "Levi Strauss & Co", развернувшей
производство и сбыт
знаменитых джинсов.
В
январе 1921 года совсем неподалеку от этого здания, на углу
Бэттери-стрит и Сакраменто-стрит, начали строить Федеральный резервный
банк. В котловане на глубине около 10 метров строители обнаружили
полусгнивший остов корабля. Историки установили, что это - остов
плавучей тюрьмы "Ефимия". В десятке метров от него нашли еще один
затопленный в 1851 году корабль. Это был "Апполон", прославившийся в
свое время, как салун с тем же названием.
По мотивам статьи Джеймса Дельгадо.