...«На горизонте показалась тёмная точка. Секунды через две стало ясно, что это лошадь и всадник летят, ныряя в холмах. Их фигурки становились всё отчётливее. Донёсся отдалённый топот и короткие крики: «Хой! Хой!» Уже через минуту лошадь и всадник промелькнули мимо наших возбуждённых лиц и полетели дальше, как отставший порыв ветра, догоняющий шторм»...
М.Твен. Налегке
Журнал американских деловых людей недаром называется "Fortune". Фортуна, удача в любом бизнесе играет немаловажную роль. Не повезет - и даже самые, казалось бы, продуманные бизнесы "вылетают в трубу". Как правило, не оставляя о себе памяти. Кто станет вспоминать о неудачах?
Между тем, один неудавшийся бизнес яркой страницей вошел в историю США. И поныне, американцы, рассказывая о героической истории освоения своей страны, обязательно вспоминают один из романтических эпизодов этой истории - «Пони-экспресс» (Pony Express).
От Нью-Йорка до Сан-Франциско 3900 километров. Это, как расстояние от
Москвы до Красноярска. Изрядно! Поэтому люди с Восточного побережья
добирались до Калифорнии долго и трудно. Дорога через прерии и через
Скалистые гору занимала несколько месяцев и была открыта только с
апреля по сентябрь. Путь «на перекладных» через Панамский перешеек (канал там прорыли
гораздо позже ) был тоже небезопасным и длинным: те же несколько
месяцев. И даже доставка почты (тоже через Панамский перешеек, а потом
пароходом до Сан-Франциско) занимала один-два месяца. Грузы шли и того
дольше. Корабли огибали всю Америку, заплывая в поисках попутного ветра
аж до Гавайских островов. А поскольку все товары в Калифорнию
доставляли на кораблях, цены на все здесь были заоблачными.
Соответственно, и калифорнийский доллар был дороже того же доллара в
Нью-Йорке, в Чикаго или в Сент-Луисе. Кроме того, имела хождение
собственная валюта: золотой песок.
Что это значило? А значило
это то, что золотая Калифорния постепенно отдалялась от прочих
американских штатов. Отдалялась в первую очередь экономически. И если
не позаботиться о путях сообщения с Калифорнией, она естественным путем
перестанет быть американским штатом. Даже без вмешательства каких-либо
внешних врагов. Это политики в Вашингтоне понимали все более
отчетливо.
К 1860 году из долины Миссисипи в Сан-Франциско уже
ходили по степям Техаса почтовые дилижансы. Но бесперебойного почтового
сообщения это не обеспечивало. Проезжих дорог было немного, и дороги
эти были плохие. Коренным образом изменить ситуацию с доставкой почты
на Западное побережье взялась курьерская компания «Пони-экспресс» (Pony
Express).
Идея хозяев компании была простая. На всем
протяжении маршрута через каждые 10-15 миль (15 – 20 километров) они
построили почтовые станции, где менялись лошади и курьеры. 10 – 15 миль
– это максимальное расстояние, которое может преодолеть лошадь на
полном галопе, развивая при этом скорость около 60 километров в час.
Трассу маршрута намеренно проложили по территории северных штатов. Уже
тогда война между американскими Севером и Югом была почти очевидной.
Связь с Калифорнией должна была осуществляться даже если боевые действия
все же начнутся.
Крайней
восточной точкой пути был выбран город Сент-Джозеф в штате Миссури. Он в
то время находился на границе цивилизации. Сюда уже дошла железная
дорога и была протянута телеграфная линия. Расстояние между
Сент-Джозефом и крайней западной точкой почтового пути, городом
Сакраменто, составляло 1966 миль (3106 километров).
В
качестве «скаковой силы» были выбраны быстроногие мустанги и легкие,
выносливые, индейские пони, благодаря которым новая курьерская служба и
получила свое название. И мустанги, и индейские пони – потомки
одичавших несколько столетий назад лошадей, завезенных в Америку
испанскими завоевателями. Всего курьерская служба закупила 500 этих
выносливых лошадок.
Почтовые
отправления размещались в специальной седельной сумке. На каждом углу
сумки было по одному карману. Карманы эти запирались на замок. Ключи от
замков были только у почтмейстеров на конечных станциях. Вес седельной
сумки не превышал 20 фунтов (10 килограмм). Вес был настолько
существенным фактором, что телеграммы и газеты, требующие доставки на
Запад, печатали на тонкой и легкой бумаге.
Лошадей меняли на каждой станции, курьер же преодолевал без отдыха от 3 до 5 перегонов. Примчавшись на станцию, он спешивался, переносил седельную сумку на свежую лошадь и скакал дальше. Таким образом, корреспонденция преодолевала весь путь с востока на запад за 10 дней. Из Сакраменто почту на пароходе отправляли в Сан-Франциско. Если курьер опаздывал на пароход, он обязан продолжить путь до Сан-Франциско и сдать почту там.
Курьеров подбирали невысоких, худощавых, не старше 18 лет и не тяжелее 65 килограммов. Особое предпочтение отдавалось сиротам. 120 юных почтальонов «Пони Экспресс» были бесстрашным и рисковым воинством.
Воистину,
воинством. Каждый курьер, поступая на службу, давал клятву не пить, не
сквернословить и не ссориться с другими служащими компании. А также
доставить почту, во что бы то ни стало, пусть даже ценой собственной
жизни.
"Пони-экспресс" в качестве девиза выбрала фразу: «Почта должна быть доставлена при любых обстоятельствах».
И действительно все обстояло именно так. Почтовые курьеры ежеминутно
подвергался опасности нападения, бывало, что лошади без курьера
доставляли на ближайшую станцию только сумку с почтой, а судьба всадника
оставалась неизвестной. Кроме спешной почты фирма «Пони-экспресс»
перевозила золотой песок и слитки из Калифорнии.
Курьера вооружали двумя револьверами «Кольт»
и охотничим ножом. Оружие было совсем не лишним. Почтовый путь
проходил по диким прериям. Здесь хозяйничали бандиты и вовсе не мирные
индейцы. За 18 месяцев работы почты погибло 17 курьеров.
Например,
курьеру Биллу Тейту было всего 14 лет. Однажды его подстерегли и
окружили индейцы. Тейт не сдался и, в конце концов, был убит. С лошади
он упал вместе с седельной сумкой и последним движением прикрыл её
своим телом. Отвага мальчика удивила индейцев. Они положили сумку на
коня и отпустили мустанга. Через несколько часов лошадь без седока сама
привезла почту к месту назначения.
Казалось, что не только люди,
но и кони давали присягу. Мустанг по кличке «Черный Билли» был ранен
двумя индейскими стрелами. Ранен был и его седок. Конь сам доставил
потерявшего сознание почтальона и почту к следующей станции на маршруте.
Другой конь прославился тем, что рванул с места не дождавшись, пока его
хозяин вскочит в седло. Не управляемый никем скакун галопом добрался до
следующей почтовой станции.
Но прикончили «Пони-экспресс» не бандиты и не индейцы, а технический прогресс. 24 октября 1861 года был пущен в эксплуатацию Трансконтинентальный телеграф. Сообщения из Нью-Йорка в Сан-Франциско стали доходить со скоростью света. А 26 октября того же года было объявлено о прекращении существования компании.
У американского художника Джорджа Мартина Оттингера (George Martin Ottinger) есть трогательная картина. Рабочие ставят столбы телеграфа, а мимо скачет последний курьер «Пони-Экспресса». Произошло это событие 21 ноября 1861 года.
Как уже было сказано, создатели компании потерпели грандиозные убытки: 200 тысяч долларов. Обустроенный «Пони-Экспрессом» маршрут использовали другие транспортные компании для перевозки грузов, которые по телеграфу, естественно, не передашь. А уже спустя менне чем десять лет по тому же пути проложили и трансконтинентальную железную дорогу. Теперь пассажиры и багаж из Нью-Йорка до Сан-Франциско добирались всего за неделю.
Но строительство дороги задержала Гражданская война.