Изобретатель джинсов Ливай (Леви) Страусс
Ливай Страусс - изобретатель джинсов
Поиск по сайту
Каталог сайтов ucoz

Воскресенье, 11-12-2016, 04.06.13
Джинсы - символ США
Кладбище брошенных кораблей
В европейской истории 1848 год прогремел множеством революций. В Америке в этот год тоже произошло важное событие. Обошедшееся, правда, без баррикад, но по сути своей революционное. В Калифорнии было найдено золото.

Началась золотая лихорадка.  Калифорния совсем недавно стала американской территорией (даже еще не штатом). Сюда хлынуло множество людей. Маленький сонный поселок с испанским именем "Йерба Буэна", то есть "хорошая трава" вдруг превратился в город Сан-Франциско. Имя святого Франциска Ассизского подарила городу и заливу находившаяся здесь католическая миссия. Жившие здесь монахи францисканцы, потихоньку крестили окрестных индейцев.

Сан-Франциско  превратился в скопище палаток и лачуг. Из этих временных жилищ золотоискатели отправлялись в горы Сьера-Невады на поиски золота.  Кого только не было среди этих "аргонавтов", которых со всего света привозили сюда корабли! 

У причалов Сан-Франциско скопилось множество брошенных кораблей

Кстати, о кораблях.  Матросы попросту сбегали на поиски золота вслед за  пассажирами. И новых экипажей капитаны не могли набрать ни за какие деньги. Вот и приходилось становиться на долгий прикол у причалов Сан-Франциско. К началу 1849 года в заливе образовалось крупнейшее "кладбище" кораблей. Кораблей "мертвых" из-за отстутствия на них моряков. 

Корабли привозили не только авантюристов и искателей приключений. Улицы города заполонило  множество людей, мечтавших обогатиться совсем не изматывающим трудом старателя. Воры и грабители превратили улицы недавно тихого городишка в ад. Убийства и разбой среди белого дня перестали быть явлением сверхъестественным. По такому случаю  в 1849 году городские власти решили построить в Сан-Франциско тюрьму. 

Плавучая тюрьма "Ефимия" на фоне салуна "Аполло", открытого на борту одноименного корабля

Отцы города нашли необычное, а самое главное, дешевое решение этой проблемы. Муниципалитет приобрел на "кладбище кораблей" бриг "Ефимия" (Euphemia) и превратил его в плавучую тюрьму. Этот бриг водоизмещением в 167 тонн, построенный в Англии в начале 1800-х годов, был довольно крупным судном. Его длина по борту составляла около 30 метров.  За будущую плавучую тюрьму мэрия города заплатила 3500 долларов. Хозяином брига - совершенно случайно - оказался член городского совета Уильям Дэвис.

"Ефимию" поставили на якорь у главного причала городского порта. Трюм разгородили под камеры, а на палубе разместились охранники. К декабрю 1849 года переоборудование корабля в тюрьму было закончено. На это понадобилось около тысячи долларов. Еще полтысячи долларов стоил доставленный в январе 1850 года тюремный инвентарь. Итого, новая тюрьма обошлась муниципалитету в 5400 долларов. Для сравнения: постройка одноэтажного деревянного дома с черепичной крышей в тогдашнем Сан-Франциско стоила около 15 тысяч долларов. Действительно, экономия получалась существенной!

Салун "Аполло" и отель "Найэнтик"

Надо сказать, что идея использовать "летучих голландцев", застрявших в заливе Сан-Франциско, для сухопутных целей уже была не новой. Один из покинутых кораблей стали использовать в качестве церкви. А прогуливаясь  по Монтгомери-стрит, проложенной вдоль бывшего причала, жители города видели зрелище феерическое. Над мостовой возвышались два корабельных носа. Славные парусники "Найэнтик" (Niantic) и "Аполло" (Apollo)  расстались с мачтами и с парусами. На их палубу теперь можно было подняться прямо с улицы по трапу. На первом корабле построили отель, на втором - магазин и салун. Вместительный трюм в обоих случаях, естественно, использовался в качестве склада.  

Как раз рядом с  этими очагами торговли и культуры,  неподалеку от центрального причала, стала  на якорь плавучая тюрьма. 1 февраля 1850 года она приняла на борт первых заключенных. На борту "Ефимии" устроили также камеры предварительного заключения. Кроме того, в трюмах корабля был оборудован первый в Калифорнии официальный приют для душевнобольных. 

Деньги на свое содержание заключенные добывали, трудясь днем на берегу (как правило, в кандалах). Надо думать, что на эти работы арестанты выходили охотно. На борту их запирали по 4-5 человек в камеру размером меньше 1 кв. м. В жаркий калифорнийский полдень там просто можно было свариться в собственном соку. Да, и уж если говорить о собственном соке, то вонь в тюремных трюмах стояла такая, что охранники по утрам соглашались спускаться вниз, только после хорошего проветривания.

К счастью, плавучая тюрьма просуществовала недолго. В начале 1851 года проблему "ничейных" кораблей, заполнивших залив Сан-Франциско, решили радикально: их затопили. Конечно, предварительно со всех судов сняли все, что представляло собой мало-мальскую ценность. Затопленные корабли завалили горной породой и на этой дамбе построили новый деловой район города.

Именно в этом новом районе, на Бэттери-стрит, основал свой галантерейный магазин Ливай Страусс (Levi Strauss) (1829 - 1902). Он прибыл на Западное побережье из Нью-Йорка в 1853 году. Среди прочих товаров в своем магазине Л.Страусс начал продавать рабочие брюки для золотоискателей, мгновенно ставшие хитом продаж. Легенда говорит, что первые такие брюки Ливай Страусс сшил из парусины, снятой с затопленных в бухте кораблей. Через несколько лет на Бэттери-стрит обосновалась штаб-квартира компании "Levi Strauss & Co", развернувшей производство и сбыт знаменитых джинсов.

В январе 1921 года совсем неподалеку от этого здания, на углу Бэттери-стрит и Сакраменто-стрит, начали строить Федеральный резервный банк. В котловане на глубине около 10 метров строители обнаружили полусгнивший остов корабля. Историки установили, что это - остов плавучей тюрьмы "Ефимия". В десятке метров от него нашли еще один затопленный в 1851 году корабль. Это был  "Апполон", прославившийся в свое время, как салун с тем же названием.

По мотивам статьи  Джеймса Дельгадо.

  
Copyright ©Mark Blau, 2010 - 2011 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Бесплатное продвижение сайтов по Яндекс тИЦ и Google PR